Страница обновлена 14.02.2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение Смоленская основная школа

Страница обновлена 14.02.2022
Муниципальное общеобразовательное учреждение Смоленская основная школа

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Зачем реализуется?

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Когда реализуется?

С 2021 года по 2024 год.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или

  • нового знания, и/или

  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

  • вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.


Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/


Сайт Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». Информационно-методические материалы http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5778


Региональные координаторы и информационные ресурсы

Формирование естественно-научной грамотности

Региональный координатор Морсова Светлана Григорьевна, старший преподаватель кафедры общего образования
Email: 
morsovasvetlana@gmail.com
день консультаций – вторник.
Тел. 8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование читательской грамотности

Региональный  координатор Киселева Наталья Витальевна, доцент кафедры общего образования
Email: 
scorti@mail.ru
день консультаций – понедельник
Тел.8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование финансовой грамотности

Региональный координатор Страхова Наталья Вячеславовна, доцент кафедры общего образования
Email: 
strahovan@mail.ru
день консультаций – вторник
Тел.8 (4852) 230693

Информационные ресурсы

Формирование креативного мышления 

Региональный координатор Сасарина Екатерина Евгеньевна, старший преподаватель Центра образовательного менеджмента
Email: 
esasarina@mail.ru
день консультаций –  понедельник
Тел. 8 (4852) 230579

Информационные ресурсы

Формирование глобальной компетентности

Региональный координатор  Чиркун Ольга Владимировна, руководитель Центра воспитания и социализации
Email:
день консультаций –
Тел. 8 (4852) 23-08-14

Информационные ресурсы

Формирование математической грамотности

Региональный координатор Иванова Светлана Владимировна, методист  МУ ДПОИОЦ (г. Рыбинск)
Email: 
ivanova71@bk.ru
консультации ежедневно с 15 до 17.00
Тел. 8(4855) 23-15-47

Информационные ресурсы